В современном Казахстане управленческие и образовательные структуры сталкиваются с новыми вызовами: необходимость готовить кадры для технологичной экономики, привлекать инвестиции в науку и адаптироваться к глобальным и локальным трендам.
Одним из примеров такого адаптивного управленца можно назвать Екатерину Смолякову, которая на посту проректора Казахстанско-Британского технического университета внесла весомый вклад в его развитие, а сегодня представляет новую волну политиков, для которых знание государственного языка становится важным карьерным фактором, передает Объектив со ссылкой на Inbusiness.kz.
КБТУ готовит кадры для экономики страны
КБТУ остается одним из ведущих технических вузов Казахстана, и во многом это заслуга сильной команды преподавателей и управленцев, которые развивают образовательные программы, инфраструктуру и связи с бизнесом. Екатерина Смолякова, работая в университете, также внесла свой вклад в эти процессы, курируя социальные и воспитательные направления.
Помимо инфраструктурных изменений, одним из достижений университета стал проект дронов для раннего обнаружения пожаров, предложенный инновационным хабом Alma Valley. Проект победил на конкурсе Kazenergy и сейчас дорабатывается для применения в других сферах.
Значимым является и проект песочной доски для инклюзивного образования, представленный студенткой КБТУ. Проект завоевал приз на мировом конкурсе стартапов в США и помогает детям с особыми потребностями развивать сенсорные навыки через работу с песком.
Помимо академической подготовки, в университете активно развивалась и студенческая среда. Были улучшены условия проживания в общежитиях, учебные пространства и расширены спортивные комплексы. Одним из главных достижений университета стало укрепление связей с бизнесом и индустрией. КБТУ начал активнее привлекать крупные компании к формированию образовательных программ, что позволило студентам получать не только академические знания, но и реальные практические навыки, востребованные на рынке.
С 2018 года КБТУ успешно управляется общественным фондом NNEF.
Новые требования к лидерам
А теперь, после работы в КБТУ, Екатерина Смолякова избрана депутатом мажилиса парламента РК. Ее назначение – показатель того, что сегодня в политике востребованы не только традиционные управленцы, но и профессионалы, внедряющие современные подходы в образование и науку.
Один из факторов, который позволил ей занять эту позицию, — знание государственного языка. Смолякова, родившаяся в России и получившая образование в русской школе, самостоятельно выучила казахский язык, а затем сама преподавала его детям. Этот факт стал не просто личной историей, а частью более широкой тенденции: владение казахским языком становится не только желательным, а обязательным условием для тех, кто стремится к политической и управленческой карьере.
Казахский язык и карьерный рост
Сегодня в Казахстане наблюдается усиление роли казахского языка в управлении, бизнесе и образовании. Компании, работающие с госсектором, уже включают знание казахского языка в список обязательных требований. Политики, даже выходцы из русскоязычной среды, осознают, что без свободного владения казахским языком сложно выстраивать коммуникацию с населением и принимать активное участие в законодательной деятельности.
Кейс Екатерины Смоляковой показывает, что знание языка становится реальным инструментом влияния. Ее история — не только о личной мотивации, но и о том, как адаптация к требованиям времени позволяет выстраивать успешную карьеру.
Соцсети одобряют!
Показательно, что назначение Екатерины Смоляковой вызвало широкое обсуждение в социальных сетях, реакция общества оказалась положительной. Многие пользователи отметили, что ее пример показывает: знание казахского языка – это компетенция, к которой люди относятся с уважением.
Одним из тех, кто обратил внимание на этот момент, стал общественный деятель Мурат Абенов. В своем посте он подчеркнул, что Смолякова не просто выучила язык, но сделала это осознанно, приложив к этому серьезные усилия:
«Прочитав в Сети биографию, узнал, что вновь избранный депутат Екатерина Сергеевна родилась в России, после переезда в Казахстан обучалась в русской школе. Но потом осознанно решила изучать самостоятельно казахский язык. Обучала в школе детей казахскому языку…»
Этот общественный отклик отражает более глубокий тренд: интерес к казахскому языку охватывает госслужащих, деловые круги, медиа и молодежь. В этом смысле кейс Смоляковой — не единичный случай, а символ более глобального сдвига в восприятии роли казахского языка в стране.