Наверх

Погода в Астане: 30 ноября, вечер: -10° 3 м/с01 декабря, ночь: -10° 5 м/с01 декабря, утро: -6° 5 м/с01 декабря, день: +1° 6 м/с

"ТАЛАП": пять предложений по «Дорожной карте» в отношениях между РК и КР

2194
Фото:

Как известно, по итогам прошедших в Астане переговоров глав правительств Казахстана и Кыргызстана было принято решение обеспечить приоритетный порядок пересечения границы ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ и автотранспортных средств, перевозящих людей. В отношении же ПРОБЛЕМЫ “СЕРОГО” ИМПОРТА, поступающего к нам из Китая через территорию Кыргызстана, которую ставит казахстанская сторона, и других актуальных вопросов решено в пятидневный срок совместно разработать «Дорожную карту». В Центре прикладных исследований “ТАЛАП” провели небольшой анализ и решили внести экспертные предложения о возможных путях совместного решения этой актуальной проблемы. Может быть, стороны сочтут их полезными при разработке "Дорожной карты", а широкая общественность - полезными для продолжения дискуссии. ПРЕДЛОЖЕНИЕ №1. Инициировать трехсторонние консультации таможенных органов “Китай - Казахстан - Кыргызстан” для налаживания информационного обмена данными внешней торговли на этапе проведения таможенных операций и предотвращения занижения таможенной стоимости и количества на этапе растаможки в Казахстане и Кыргызстане. Индикатором прогресса должна стать снижающаяся динамика расхождений “зеркальной” статистики, которая публикуются ежемесячно. Пояснение. Проблема "серого” импорта актуальна не только для Кыргызстана, но и для Казахстана. “Зеркальный” анализ статистики показывает, что объемы "серого" импорта через границы Кыргызстана и Казахстана из Китая на территорию стран ЕАЭС могут достигать $9 млрд. ежегодно. В 2016 году ~$4,1 млрд. «серого» импорта было ввезено через границу Кыргызстана и ~$4,6 млрд. через границу Казахстана. За 10 лет размер "серого" импорта может достигать $90 млрд. В России также сталкивались с подобной проблемой, но смогли ее решить. По оценкам Института проблем рынка РАН, в 2013 году нерегистрируемый российский импорт составлял $23 млрд. Однако уже в 2016 году проблема расхождения статистики внешней торговли между Россией и Китаем ПРАКТИЧЕСКИ РЕШЕНА - импорт России в 2016 году составил $38,1 млрд., в то время как экспорт КНР – $37,3 млрд. Таким образом, проблема решаема, и ее индикатором может стать сравнение статистических данных по данным таможенных органов КНР, Казахстана и Кыргызстана. ПРЕДЛОЖЕНИЕ №2. Применение Казахстаном ВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ МЕР ВТО на 200 дней в виде КВОТ на импорт по 22 товарным позициям легкой промышленности, ввозимым с территории Кыргызской Республики ввиду серьезного ущерба отраслям отечественного производства Казахстана (в рамках ст.6 Соглашения по специальным защитным мерам ВТО. Размер квот определить в пределах объема импортируемой из КНР в КР продукции за 2016 год по данным кыргызских таможенных органов. По истечении 200 дней применения временных специальных защитных мер, в случае сохранения угрозы для отраслей (в том числе “серого” импорта), казахстанская сторона оставляет за собой право инициировать применение СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ МЕР на основе процедуры расследования в соответствии с нормами ВТО. Пояснение. Зеркальный анализ расхождения данных статистики внешней торговли КНР - КР показывает, что 70% "серого" импорта приходится на 22 товара из ~6 тыс. по классификации ТН ВЭД 6 знаков. Практически все они относятся к легкой промышленности, а именно - к товарным группам 42, 52, 54, 60, 61, 62, 64 (обувь, сумки, ткани, брюки, свитеры и т.д.). ПРЕДЛОЖЕНИЕ №3. Введение ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР КОНТРОЛЯ при ввозе товаров с территории Кыргызстана для обеспечения защиты от некачественной и потенциально опасной продукции, в соответствии со статьей 29 Договора о ЕАЭС “Исключения из порядка функционирования внутреннего рынка товаров” Пояснение. Эффективную защиту внутреннего рынка Казахстана на границах со странами ЕАЭС могут обеспечивать ПУНКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ (в том числе мобильные), осуществляющие 9 ВИДОВ КОНТРОЛЯ: контроль за соблюдением технических регламентов, санитарно-эпидемиологический контроль, ветеринарный контроль, фитосанитарный контроль, учет перемещения товаров для целей налогообложения, контроль перемещения подакцизных товаров, транспортный контроль, пресечение реэкспорта товаров, экспортный контроль товаров «двойного» назначения. Данные виды контроля в рамках ЕАЭС отнесены к сфере национального регулирования стран-участниц. Еще до вступления Кыргызстана в ЕАЭС в 2015 году НПП “Атамекен” предлагало ввести такую систему интегрированного контроля на казахстанско-кыргызской границе, в связи с чем целесообразно вернуться к рассмотрению данного вопроса.  ПРЕДЛОЖЕНИЕ №4. Инициирование изменений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции и Протокол между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о техническом содействии от 26 декабря 2017 года, позволяющих ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЬ большую часть суммы КАЗАХСТАНСКОЙ ПОМОЩИ в $100 млн. на организацию интегрированного контроля на казахстанско-кыргызской границе. Пояснение. 15 октября 2017 года Президент Кыргызстана А. Атамбаева публично выступил касательно технической помощи Казахстана в $100 млн.: «Сейчас нас упрекают, что Казахстан даст нам на инвестиции $100 миллионов. Но это соглашение подписали еще в 2007 году. Тогда я предложил помочь оборудованием, «железками», которые им не нужны. Техническая помощь это называется. Это было в 2014-м, и вот они три года ждали. Честно говоря, нам эта помощь не нужна».  Соглашением и протоколом не определены конкретные сроки оказания технической помощи, что позволяет приостановить ее выделение до внесения соответствующих изменений. Кроме того,  стоит отметить, что в своем высказывании Президент Кыргызстана ошибся в дате. По его словам "соглашение подписали еще в 2007 году". На самом деле оно было заключено в декабре 2016 года. ПРЕДЛОЖЕНИЕ №5. Установить нормативы провоза физическими лицами товаров для личного пользования, превышение которых рассматривалось бы как импорт в коммерческих целях для последующего камерального налогового контроля физического лица-импортера. Пояснение. Существует проблема не регистрируемых товарных перетоков, которые осуществляются физическими лицами и, в силу отсутствия таможенного контроля на границах между странами ЕАЭС, не учитываются, однако используются в коммерческих целях. Значительный объем данного вида “серого” импорта может завозиться в Казахстан из Кыргызстана. Таким образом, помимо официально зафиксированных таможенными органами объемов “серого” импорта, существуют иные схемы, не отображающиеся в торговой статистике в принципе. На сегодняшний день точный объем подобных потоков неизвестен. В этой связи предлагается рассмотреть целесообразность установления нормативов провоза товаров физическими лицами, свыше которых подобное перемещение рассматривалось как предпринимательская деятельность по импорту с необходимостью уплаты НДС на импорт по месту регистрации физического лица. Нормативы можно определить по аналогии с Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, в котором согласно п.п. I.1. Приложения 3 НЕ ОБЛАГАЮТСЯ ПОШЛИНАМИ товары для личного пользования, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1 500 ЕВРО, и общий вес которых не превышает 50 КИЛОГРАММОВ. Более того, следует учитывать, что ЕЭК планируется постепенное снижение порога для внешних перетоков до 2021 года. Так, в 2019 году размер порога составит 1 тыс. евро, в 2020 — 750 евро, начиная с 2021-го - 500 евро. Аналогично в натуральном выражении - с текущих 50 кг до 25 кг к 2021 году. Рахим Ошакбаев, Эксперт Объектив.kz.  

Оценить материал
0