Наверх

Погода в Астане: 26 мая, ночь: +18° 5 м/с26 мая, утро: +23° 7 м/с26 мая, день: +30° 9 м/с26 мая, вечер: +23° 9 м/с

Профессия адвоката для молодых юристов сейчас недоступна

3238
Фото: Из открытых источников.

Вступительный взнос направлен не на подтверждение профессиональных качеств, а является дополнительным имущественным барьером.

Государство - основной регулятор юридической помощи в Казахстане. Оно делает это посредством законодательного регламентирования и предоставления гарантированной юридической помощи.

Субъектами оказания гарантированной юридической помощи являются: государственные органы в пределах своей компетенции; адвокаты, нотариусы, частные судебные исполнители в случаях и порядке, установленных законодательством.

Министерство юстиции РК разработало законопроект «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». В нем предлагаются нововведения.

Во-первых, вводится абсолютно новое понятие – юридический консультант, определяется его статус (требования, права, обязанности и т.д.), функции и организация деятельности.

Законопроект предусматривает, что юридические консультанты будут объединяться в саморегулируемые организации – палаты юридических консультантов. Юридические консультанты, оказывающие иные виды помощи, будут иметь право вступать в палаты юридических консультантов добровольно.

Подобные палаты станут образовываться на основе обязательного членства профессиональных юристов, оказывающих помощь в виде представительства интересов в судах. Для устранения имущественных барьеров законопроектом установлен запрет на оплату вступительных взносов, как условие вступления в объединения квалифицированных юристов.

Эта мера позволит обеспечить доступность членства в профессиональных объединениях квалифицированных юристов.

Во-вторых, предусмотрены изменения в действующие нормы по порядку организации работы адвокатских контор.

Сегодня одной из основных причин нехватки адвокатов является высокий размер вступительного взноса. Он составляет от 680 тысяч тенге до 800 тысяч тенге, что является сдерживающим фактором для начала адвокатской деятельности.

Помимо этого, за прохождение обязательной стажировки в территориальные коллегии адвокатов оплачивается от 136 до 272 тысяч тенге в год.

До начала профессиональной деятельности претендент на получение статуса адвоката должен оплатить в среднем около одного миллиона тенге. Это делает профессию адвоката недоступной для молодых юристов.

Вступительный взнос направлен не на подтверждение профессиональных качеств, а является дополнительным имущественным барьером.

В этой связи законопроект предусматривает исключение необходимости внесения вступительных взносов в коллегию адвокатов.

Снятие этого барьера позволит увеличить количество адвокатов, что повысит конкуренцию между ними и будет мотивировать на повышение профессионального уровня. Это повысит качество юридической помощи.

Законопроектом также предлагает внедрить требование о даче адвокатом присяги. Это повысит значимость профессии перед обществом, государством, перед самим собой. В целях реализации конституционного принципа равенства перед судом, повышения авторитета адвоката, его моральной защищенности, признания защитника при участии в гражданском, уголовном процессах предлагается также ввести положение о возможности ношения мантии при участии в судебных заседаниях.

Одно из новшеств законопроекта - исключение использование ордера.

По действующему законодательству адвокатский ордер - документ, подтверждающий полномочия адвоката на ведение конкретного дела. Он выдается юридической консультацией или адвокатской конторой, а при осуществлении деятельности индивидуально, без регистрации юридического лица – президиумом коллегии адвокатов.

Практика использования этого документа показывает его неэффективность. Необходимость наличия ордера создает проблемы. Его могут не предоставить либо предоставить намного позднее. Указанное подтверждает наличие необоснованной зависимости адвоката от руководства адвокатской организации (конторы, юридической консультации).

Полномочия адвоката теперь подтверждаются лишь включением его в реестр лицензий на занятие адвокатской деятельностью и удостоверением адвоката. При этом полномочия на ведение конкретного дела могут быть закреплены различным образом. В гражданском процессе они могут быть отражены в доверенности. В уголовном и административном процессах полномочия подтверждаются согласием доверителя, отражённым в протоколе процессуального действия.

В-третьих, одним из новых механизмов реализации прав на получение юридической помощи является расширение института юридических услуг путем введения института комплексной социальной юридической помощи (pro bono) на бесплатной основе отдельным категориям граждан, а также компенсаторного характера предоставления гарантированной государством юридической помощи.

«Pro bono» происходит от латинской фразы «pro bono publico» - «для общественного блага». В юридическом контексте это обычно означает предоставление юридических услуг на бесплатной или значительно уменьшенной платной основе без ожидания коммерческой прибыли.

Работа на основе pro bono – это юридическая помощь с тем же уровнем качества, который предоставляется коммерческим клиентам, без вознаграждения или без ожидания вознаграждения и в связи с поддержкой малобеспеченных, уязвимых слоев населения, а также сообществ и организаций, предоставляющих им поддержку.

Правом на получение такой помощи будут наделены лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, инвалиды 1 и 2 группы, пенсионеры по возрасту и т.д.

В-четвертых, законопроектом предлагается предусмотреть создание портала Е-адвокатура как виртуального рабочего кабинета адвоката. Это позволит оптимизировать оказание юридической помощи. Кроме того, будет создан официальный сайт Республиканской коллегии адвокатов. Эти ресурсы станут служить единой платформой для всего адвокатского сообщества.

В-пятых, законопроект предлагает разработать и утвердить тарифную сетку за оказываемую юридическую помощь, которая будет носить рекомендательный характер. Рекомендуемые тарифы позволят гражданам ориентироваться и определять среднюю стоимость юридической помощи, что позволит избежать ее необоснованного завышения. В последующем устанавливаемый адвокатами размер юридической помощи будет приближаться к ее справедливой величине.

В целом законопроект позволит комплексно усовершенствовать оказание юридической помощи и систему адвокатской деятельности.

Положительными правовыми и социально-экономическими последствиями реализации законопроекта станут:

- укрепление правового статуса представителей юридического сообщества (адвокатов, юридических консультантов, нотариусов, частных судебных исполнителей);

- обеспечение доступа к получению юридической помощи на бесплатной основе социально уязвимым слоям населения, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- повышение и обеспечение качества юридической помощи.

 

Оценить материал
0