Site icon Новости Казахстана и мира — свежие новости дня на obk.kz

Казахстанские морские порты хотят передать в руки частникам

80c874412ae04fa4a2670f259c669881

Фото: zakon.kz

В министерстве транспорта считают, что сейчас важно, чтобы в стране активнее работал частный сектор, а не государственный, сообщает «Объектив».

По словам главы ведомства Марата Карабаева, у государства два ключевых порта.

В итоге будут подписан договор на транспортировку аммиака и водорода в Европу. Так я вижу потенциал развития транспортного сектора. Если будет обеспечена загрузка портов, мы готовы передать их частному сектору, – заявил он.

Министр добавил, что Казахстану необходимо наращивать долю ВПП транспорта с 3% до 9%. При этом объем сектора транспортировки сейчас составляет $14 млрд, добавил он.

Соответственно, ожидаем, что к концу 2026 года это будет уже составлять $34 млрд. Но нам нужны не только инвестиции, а еще производители, чтобы работало как отлаженный механизм. Наше министерство исходит из того, что в ближайшие пять-семь лет нужно порядка $14 млрд на развитие транспортного сектора. Также необходимо $20 млрд на автодороги, $15 млрд на железные дороги, $5 млрд на авиационную отрасль, а также на постройку порта и развитие. У нас есть компании и потенциальные инвесторы.  Мы работаем с ЕБРР, есть все возможности работать в стране, – сказал глава ведомства.

Кроме того, сейчас торговля с соседними странами, по его словам, составляет порядка $1 трлн.

Нужно развитие всех видов транспорта. Общий объем перевозок в этом году 300 млн тонн, это рекорд за последние 30 лет. Нужно обеспечить транзит между Европой и соседними странами. Объем перевозки грузов в 30 млн тонн в этому году. Мы видим, что пропускная способность с Китаем составляет 28 млн тонн. И считаем, что надо реализовать три проекта: нарастить мощности двух пропускных пунктов с Китаем. Для этого нужно построить порядка 20 станций на границе. От этого мы получим еще 28 млн тонн. Мы уже начали работу. Идем к строительству третьего пункта, который даст дополнительно 20 млн. В общем это в будущем даст 78 млн тонн. Через четыре-пять лет будет четыре пропускных пункта с Китаем и 25 млн тонн, – привел цифры Карабаев.

При этом он считает, что нужно довести этот показатель до 100 млн тонн.

Меня коллеги спрашивают, насколько это реалистично. Мы видим этот потенциал уже сегодня. Такой у нас план. Еще один вопрос, который нужно обсудить – это автомобильные транспортировки. Если жд растет по 20% в год, то автомобильные перевозки растут быстрее в два — три раза в год. Сейчас у нас пять пропускных пунктов с Китаем. Еще год назад объем составлял 1,5 млн тонн, сейчас будет 4 млн тонн. Транзит развивается. Видим, что рост в два раза наблюдается и он продолжится. Китай имеет возможность осуществлять транзит в Казахстан и напрямую отправлять в Европу. В целом, ожидаем увеличение объемов, ввозимых автомобильным транспортом, – продолжил Карабаев.

Поэтому, по его словам, в ближайшие шесть лет Казахстану нужно заниматься дорогами республиканского значения.

Порядка 2,7 тыс. км нужно построить. Также нужна будет дорога в городах. Это дополнительно потребует $5 млрд. Такую работу нужно будет провести. В целом у нас 55 автомобильных пропускных пунктов, из них 45 требуют модернизации. В 2027 году будет осуществлена их полная модернизация. В результате потенциал увеличится в три раза, – добавил он.

Что касается авиации, по его словам, использование воздушного пространства удвоились за последние два года.

Чаще самолеты прилетают для технических нужд, потом летят в Европу. Мы рассматриваем авиацию как сферу для инвестиций и это может способствовать созданию хаба, однако для этого нам нужны специальные экономические зоны. В правительстве уже поддержали идею, чтобы все аэропорты в плане транспортировки грузов рассматривались как специальная экономическая зона, – резюмировал министр.

Exit mobile version