Weather Icon
Загрузка...
18+

Создать службу авиабезопасности решили после қантара

Сообщаем Сообщаем
Дата публикации:
24 октября, 2023
security
Иллюстративное фото

САБ Казахстана (Службу авиационной безопасности) готовятся создать после массовых беспорядков, минувших в январе 2022 года, пишет «Объектив».  

Как говорится в тексте документа с поправками в закон «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации», САБ Казахстана – организация гражданской авиации, оказывающая услуги и выполняющая задачи по обеспечению авиационной безопасности ваэропортах (аэродромах) страны.

Разработчики проекта закона, как сообщает «КазТАГ»,  утверждают, что Служба будет подчиняться напрямую уполномоченному органу в сфере гражданской авиации в рамках исполнения поручения Президент Касым-Жомарта Токаева касательно «Создания единой службы авиационной безопасности в аэропортах».

В обосновании к поправкам говорится, что январские события продемонстрировали уязвимость аэропортов, как стратегических объектов от действий деструктивно настроенных граждан.

Поэтому создание «САБ Казахстана» связано с отсутствием подчинения служб авиационной безопасности аэропортов единому руководству, которое предопределяет субъективную зависимость руководителей служб авиационной безопасности от руководителей аэропортов, в том числе прямую материальную зависимость эффективности деятельности служб авиационной безопасности от решения финансовых вопросов, — говорится к тексте обоснования.

Уточняется, что в «САБ Казахстана» перейдет основная часть функции (обязанности) по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах. Для этого, упразднят  действующие Службы авиационной безопасности, которые являются структурным подразделением аэропортов (аэродромов).

В качестве примера такого опыта, разработчики привели международные кейсы защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, с передачей функций по обеспечению авиационной безопасности государственным организациям.

После известных террористических актов 11 сентября 2001 года в США персонал САБ был выведен из состава аэропортов и переведен в ранг государственных служащих Федеральных авиационных властей (TSA). Во Франции ответственным за обеспечением авиационной безопасности в аэропортах является государственное учреждение — Авиатранспортная жандармерия (Gendarmeriedes transports aériens – GTA), которая является структурным подразделением Национальной жандармерии Франции. В большинстве стран Европы службы авиационной безопасности отделены от операторов аэропортов, путем передачи в аутсорсинг либо под контроль государственных предприятий, осуществляющие надзорные функции, — отметили разработчики.

По их словам, реализация повысит доверие граждан к САБ и в целом к системе безопасности авиаперевозок.

Содержание и оснащение САБ требуют больших финансовых вливаний, которые не покрываются утвержденными тарифами. Требования по авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и других организаций, таких как ECAC, FAA, TSA и крупных авиакомпаний с каждым годом возрастают и усиливаются, — добавили авторы документа.

С учетом изложенного, отметили они, необходимо создание единой системы обеспечения авиационной безопасности, которая будет включать в себя:

  • независимость обеспечения авиационной безопасности от хозяйственной деятельности аэропортов;
  • единую централизованную методологию управления службами авиационной безопасности аэропортов;
  • условия для проведения единой политики по инженерно-техническому перевооружению служб авиационной безопасности в аэропортах;
  • целевое и наиболее полное освоение средств, предусмотренных на укрепление мер авиационной безопасности, получаемых аэропортами от услуг по обслуживанию воздушных судов;
  • оперативно реагировать и принимать меры в случае защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;
  • единую кадровую политику, с учетом численной потребности каждого аэропорта, с профессиональной подготовкой и переподготовкой в учебных центрах по авиационной безопасности ИКАО.

В общей сложности законопроект подразумевает принятие порядка 40 поправок, в том числе в Бюджетный кодекс, куда намерены включить такой подпункт, как «обеспечение авиационной безопасности».

В обосновании к дополнению в Бюджетный кодекс говорится, что на первоначальном этапе финансовым источником для САБ рассматривается смешанный подход — собственный доход за счет оказанных услуг аэропортам и финансирование из бюджетных средств, с последующим переходом на самостоятельную окупаемость за счет пересмотра тарифов за авиационную безопасность.

Лента