Weather Icon
Загрузка...
18+

«Миллиарды впустую»: аудиторы раскритиковали Минздрав

Объясняем Объясняем
Дата публикации:
15 июля, 2024
70b772700dae93c8e9c1179682519709

Высшая аудиторская палата выявила многомиллиардные нарушения в работе Министерства здравоохранения, пишет «Объектив».

Председатель Высшей аудиторской палаты (ВАП) Алихан Смаилов провел заседание по итогам аудита эффективности Минздрава и его подведомственных организаций в части обеспечения граждан лекарствами и медицинскими изделиями.

По словам члена ВАП Тлегена Каскина, казахстанское сырье при выпуске лекарств практически не используется, а требования к качеству ввозимых компонентов не установлены.

В целом охват отечественных производителей лекарственных средств и медицинских изделий мерами господдержки остается низким – менее 20 процентов. По итогам продаж 2023 года доля отечественных лекарств на рынке составила 18 процентов.

Госрегулирование цен осуществляется не в должной мере. Формирование предельных цен основано на установлении наценок по принципу «процент на процент», что нормативно позволяет увеличивать стоимость препаратов до 172 процентов от цены завода-производителя.

«Методика формирования предельных цен разработана Минздравом таким образом, что можно повышать цены на сотни процентов. Неправильное ценообразование вообще идет. Почему не проводится анализ цен в сопоставимых странах? Получается, сейчас все ценообразование строится на данных от завода-изготовителя. Это неправильный подход», – сказал Алихан Смаилов.

Председатель ВАП также обратил внимание на то, что сфера госрегулирования не охватывает цены на незарегистрированные лекарственные средства, что привело к установлению наценок до 2000 процентов от цены завода-производителя.

Госаудит также установил, что недостатки механизма ценообразования привели к закупке ТОО «СК-Фармация» отдельных лекарственных средств и медицинских изделий по ценам выше рыночных на 40-365 процентов.

Некачественное планирование закупок в системе единого дистрибьютора привело к отказу медорганизаций от закупленных препаратов на сумму 2,8 миллиарда тенге. В результате возникло затоваривание с последующим списанием части препаратов из-за истечения срока годности на 279,5 миллиона тенге.

Установлены нарушения при проведении процедур закупок, противоречащие принципам прозрачности и открытости. Так, осуществлен закуп лекарств способом из одного источника при наличии зарегистрированных аналогов на сумму 3 миллиарда тенге, а также без подтверждения местного содержания сертификатом «СТ-KZ» на 182 миллиарда тенге.

Монополизация рынка по хранению лекарств отдельными поставщиками и отсутствие собственной логистической инфраструктуры у единого дистрибьютора способствовало росту расходов на логистику в 1,5 раза: с 2022 по 2024 год – с 6,8 миллиарда тенге до 10,2 миллиарда тенге.

Отсутствие оперативных складов по хранению лекарств и медизделий для организаций здравоохранения Акмолинской, Атырауской, Кызылординской и Мангистауской областей также увеличивает расходы на логистику и может негативно отразиться на обеспеченности лекарственными средствами в период чрезвычайных ситуаций.

«Непродуманная политика тарифообразования, низкая автоматизация процессов логистики, учета и контроля за расходами привели к экономическим потерям на 17,2 миллиарда тенге, излишне выплаченным средствам в сумме 538 миллионов тенге, из которых восстановлены 220 миллионов тенге», — подчеркивается в пресс-релизе ВАП.

В целом по итогам аудита установлены нарушения на 3,7 миллиардов тенге, из них:

  • финансовые нарушения – 538 миллионов тенге;
  • неэффективное планирование – 2,8 миллиарда тенге;
  • неэффективное использование активов – 385 миллионов тенге;
  • возможные потери бюджета – 21,7 миллиарда тенге.

За воспрепятствование в проведении аудита к административной ответственности привлечен руководитель Комитета медицинского и фармацевтического контроля. По выявленным фактам нарушений материалы будут направлены в правоохранительные органы. 134 факта с признаками административных правонарушений переданы в уполномоченные органы для возбуждения административного производства.

Лента