Мост между Востоком и Центральной Азией: почему Сиань важен для Казахстана
Китай — один из ключевых партнеров Казахстана, и это факт, который не нуждается в доказательствах. Выбор Сианя в качестве логистического центра не случаен: древняя столица Китая, откуда начинался Великий Шелковый путь, служит напоминанием о многовековых связях между Востоком и Центральной Азией. Сиань — это не только культурный и исторический центр Китая с богатым прошлым, но и современный логистический узел. Благодаря планам экономического развития, начатым в 1990-х годах, Сиань превратился в важный промышленный и образовательный центр. Именно здесь, в мае 2023 года, прошел первый саммит Китай-Центральная Азия, после которого была подписана Сианьская декларация, определившая механизмы для развития нового экономического диалога между Центральной Азией и Китаем.
Сиань сегодня становится отправной точкой для проектов, развитие которых помогает Казахстану в совершенствовании экономики. В 2023 году объем перевозок между Казахстаном и Китаем достиг нового исторического рекорда, составив 28,3 млн тонн, что на 22% больше, чем в 2022 году. Из этого объема свыше 10,8 млн тонн груза было принято из Китая, что на 8% превышает показатели прошлого года. В обратном направлении, из Казахстана в КНР, отправлено 17,5 млн тонн, демонстрируя рост на 34% по сравнению с предыдущим годом. Реальным станет достижение до 2025 года объема перевозок в 40 млн тонн. Для достижения этого показателя и обеспечения транспортировки прогнозируемого грузопотока АО «НК «КТЖ» активно занимается реконструкцией и развитием магистральной сети казахстанских железных дорог.
Международный сухой порт Сианя- крупнейшая узловая точка получения и отправки грузов. На ней сосредоточены 17 международных и 20 внутренних маршрутов. Маршруты охватывают 45 стран Центральной Азии, Европы и других. Касательно внутренних, то первые составы в Казахстан, в Алматы запущены в 2013 году. В феврале 2024 года в Китае состоялась официальная церемония открытия логистического грузового терминала Казахстана в сухом порту города Сиань, его проектная мощность составляет 66,5 тысяч ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – прим. автора) в год. Общая площадь объекта — 6,7 га. Сегодня грузовой терминал Казахстана в сухом порту Сианя – связующее звено между Центральной и Юго-Восточной Азией. В сотрудничестве с компанией BYD начаты регулярные отправки контейнерных поездов. По состоянию на середину 2024 года в казахстанский терминал в г. Сиань отправлено более 30 контейнерных поездов.
Логистический центр Казахстана в Сиане символизирует укрепляющееся партнерство между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой. Этот проект способствует не только оперативному распределению и продвижению казахстанских товаров на рынках Сианя, но и формированию устойчивых логистических связей с важнейшими транспортными узлами, такими как Хоргос, Алашанькоу, а в перспективе — и с портом Тачэн. Открытие последнего станет возможным благодаря строительству новой железнодорожной линии «Бахты-Аягоз» и запуску третьего пограничного железнодорожного перехода «Бахты-Тачэн».
Логистический терминал Казахстана в Сиане способен эффективно и оперативно обрабатывать импортные и экспортные грузы. После сборки казахстанских товаров в Сиане они отправляются по железнодорожным маршрутам «Китай-Европа» в страны Юго-Восточной Азии, такие как Вьетнам, Таиланд, Мьянма и Лаос, что способствует активизации экономических и торговых связей. Инновационная модель терминала ускоряет развитие сотрудничества между Казахстаном и Китаем, предоставляя глобальный и удобный логистический доступ, выгодный для всех сторон.