Weather Icon
Загрузка...
18+

Экономическая интеграция: торговля, инвестиции и АЭС

Рассказываем Рассказываем
Дата публикации:
12 октября, 2025
whatsapp image 2025 10 17 at 1.55.37 pm

Чего ждать от визита Токаева в Москву 12 ноября

Государственный визит Президента Касым-Жомарта Токаева в Россию 12 ноября 2025 года — событие, которое сам глава государства назвал «рубежным» для двустороннего партнёрства. На полях саммитов в Душанбе он подтвердил дату и подчеркнул, что визит должен придать «дополнительный импульс» стратегическому союзничеству Казахстана и России. На фоне устойчивой динамики — 171 совместный проект на ~$53 млрд и взаимная торговля ~$28,1 млрд — ожидания от переговоров в Москве объективно высоки, передает Объектив.

Атомная энергетика: флагман и «якорь» технологической кооперации

Запуск казахстанской АЭС с участием «Росатома», это ключевой маркер перехода к индустриальным проектам высокой сложности. В августе начались инженерные изыскания на площадке в Алматинской области; технологическая конфигурация предполагает два реактора ВВЭР-1200 (суммарно ~2,4 ГВт), ввод которых, по действующим параметрам, ориентирован на 2035–2036 гг.. По итогам референдума большинство граждан поддержало строительство: за проголосовало 71,12%. На международной площадке Токаев параллельно предложил создать Региональный совет компетенций по ядерно-топливному циклу как инструмент «умного» расширения кооперации и подготовки кадров/нормативной базы для всего региона.

Что это меняет: Казахстан получает «базовую» генерацию для покрытия растущего спроса (износ мощностей и дефициты на пиках уже фиксировались Минэнерго), а Россия получает витрину экспортируемых технологий и длинный производственный контур (топливный цикл, сервис, модернизация). Ключевые риски видятся в управлении сроками/стоимостью EPC-контракта, локализации поставок, подготовке операторов, а также поддержание прозрачности коммуникаций с обществом с учётом повышенного внимания к безопасности и тарифам.

«Зелёный» баланс: Возобновляемые источники энергии — как вторая опора

За первое полугодие 2025 г. ВИЭ дали 6,81% электроэнергии, установленная мощность превысила 3,12 ГВт. План до 2035 г. не менее 8,4 ГВт новых «зелёных» мощностей; уже одобрены крупные аукционы, включая проекты ВЭС с накопителями. Это открывает нишу для кооперации с российскими технологиями хранения энергии, диспетчеризации и силовой электроники, как сегментов, напрямую повышающих устойчивость энергосистемы при росте доли ВИЭ.

Что это даёт связке «АЭС+ВИЭ»: системная надёжность (базовая АЭС + манёвренность за счёт накопителей и «умных» сетей), сглаживание сезонности ветра/солнца и возможность «зелёной» сертификации экспортной продукции (CBAM/углеродные требования). Узкое место здесь это сеть и регулирование накопителей: без опережающей модернизации сетевой инфраструктуры эффект ВИЭ будет частично «съедаться» потерями и ограничениями по выдаче мощности.

Энергетические цепочки: нефть, газ и региональные каркасы

Казахстан остаётся важным звеном транзита российской нефти в КНР, так действующие договорённости и мощности маршрута обеспечивают перекачку до 10 млн т в год (через систему КазТрансОйл/Атасу–Алашанькоу). Параллельно развивается трёхсторонняя «газовая связка» Россия–Казахстан–Узбекистан: поставки российского газа в Узбекистан через казахстанскую ГТС уже выросли двузначными темпами, а планы предполагают дальнейшее наращивание до середины десятилетия. Для Астаны это не только транзитная выручка и загрузка инфраструктуры, но и возможность синхронизировать инвестиции в ГТС/ПХГ (газотранспортная система/ подземные хранилища газа) с программами декарбонизации и пикового покрытия спроса.

Север–Юг и Каспий: логистические мультипликаторы

В Душанбе Токаев вынес на обсуждение Совместную программу по инвестиционному и инфраструктурному сопровождению восточной ветки МТК «Север–Юг» с подключением международных финансовых институтов и банков развития. Цель прагматична: удвоить пропускную способность к 2027 г. (с ~2,5 млн т грузопотока в 2024 г.). На каспийском направлении Казахстан уже утвердил курс на расширение мощностей портов Актау/Курык и создание единого транспортно-логистического кластера; в целом по «Срединному коридору» прогнозируется рост пропускной способности до 15–18 млн т к 2030 г.  при условии синхронизации портов, флота и железнодорожных узлов.

Где «узкие горлышки». Дноуглубление и паромные линии на Каспии, контейнерные терминалы, цифровизация погранпереходов, а также тарифная согласованность по плечам «порт–ж/д». Без решения этих задач эффект от новых грузопотоков будет ограничен.

Промышленные кластеры: от зерна до высоких переделов

Ключевая новация — совместные с РФ кластеры глубокой переработки зерна: не только пшеница и мука, но и крахмал, сиропы, лизин/глютен, биополимеры с высокой добавленной стоимостью и экспортным потенциалом. На национальном уровне уже отобраны 17 прорывных проектов для формирования кластеров высокого передела в металлургии, нефтегазохимии (НГХ), автопроме и пищевой промышленности совокупные инвестиции свыше 14 трлн тг. Интеграция российских технологий (инжиниринг, станкостроение, композитные материалы) с казахстанскими ресурсами и логистикой как реалистичный сценарий импортозамещения в ЕАЭС и выхода на третьи рынки.

Цифровая трансформация: «трамплин» для промышленного рывка

У Казахстана уже большинство госуслуг доступно в цифре, набирает обороты AI-повестка (Digital Bridge, отраслевые пилоты), а Россия продвигает нацпроект «Экономика данных». Совместные подходы к GovTech, идентификации, защищённым облакам и промышленным данным выгодны обеим сторонам: это снижает транзакционные издержки в кросс-бордерных цепочках поставок, ускоряет сертификацию и упрощает доступ бизнеса к мерам поддержки.

Финансирование: банковский контур и «зелёные» деньги

Длинные и относительно недорогие ресурсы для МСБ и отраслевых проектов в Казахстане формируются комбинацией госпрограмм оператора «Даму» и линейки коммерческих банков. В этих механизмах участвуют несколько крупных игроков — Halyk Bank, БЦК, ForteBank, Bereke Bank, , Евразийский банк и дугие, а также ВТБ — единственный банк с российскими корнями в Казахстане специализирующейся именно на поддержке межгосударственных бизнес-проектов. Параллельно действуют «зелёные» кредитные линии ЕБРР (GEFF) через банки-партнёры (в т.ч. BCC и Home Credit), а для крупных инфраструктурных инициатив используются инструменты БРК и рынок Астана МФЦА (облигации/сукук).

Совмещение этих каналов открывает возможности финансировать локализацию оборудования для АЭС/ВИЭ, энергоэффективную модернизацию производств и расширение логистических мощностей (порты, железная дорога, хранение).

Что может дать визит 12 ноября и что будет индикатором успеха

  1. Политический «зелёный свет» по крупным объектам.На повестке: закрепление дорожной карты АЭС, рамочные соглашения по топливному циклу/сервису и синхронизация графика сетевой модернизации под ввод новых генераций.
  2. Транспорт: Восточная ветка «Север–Юг» + Каспий.Ожидаемым результатом выглядит согласование параметров Совместной программы (источники финансирования, KPI по удвоению пропускной способности к 2027 г.) и «раскладка» по портовым/ж/д узлам.
  3. Промкооперация и кластеры.Если стороны переходят от идей к конкретным пакетам по глубокой переработке зерна и «17 проектам» высокого передела (инвесторы, льготы, локализация), это будет сильным сигналом рынку.
  4. Цифровизация и стандарты данных.В фокусе — совместимость платформ э-госуслуг/идентификации, индустриальные данные и кибербезопасность для критической инфраструктуры.

Риски, о которых важно помнить

  • Сроки/CapEx по АЭС и сети.Любая задержка в сетевой модернизации «съест» эффект от новых вводов (АЭС/ВИЭ). Решение: привязать соглашения к поэтапным KPI по сетевым инвестициям и накопителям.
  • Логистика Каспия.Дноуглубление, паромы, контейнеризация — без синхронизации с соседями узкие места сохранятся.

Вывод

Визит в Москву способен «собрать» воедино три опорных контура интеграции — энергетику (АЭС+ВИЭ), транспорт («Север–Юг» и Каспий) и индустриальные кластеры — и зафиксировать переход к масштабированию проектов. Синергия российских технологий и казахстанских ресурсов на фоне растущего спроса на энергию и услуги транзита делает ставку на энергетическую и логистическую инфраструктуру наиболее рациональной для долгосрочной конкурентоспособности обеих экономик Евразии. Индикатором реального прогресса станут не лозунги, а подписанные пакеты с привязкой к KPI по срокам, локализации и сетевой готовности, а также чётко очерченные финансовые контура (включая «зелёные» инструменты) для доведения проектов до промышленной стадии.

 

Теги:
Лента