Превратить отходы в золото: переработчики вторсырья просят налоговые льготы
Как информирует LS, сборщики и переработчики мусора просят правительство о налоговых послаблениях для роста инвестиционной привлекательности отрасли.
Три профильные ассоциации высказали мнение о том, что в стране необходимо отменить ИПН для сборщиков твердых бытовых отходов (ТБО). Это позволит увеличить долю переработки мусора на 30%.
Представитель Ассоциации казахстанских предприятий по сбору вторсырья Сергей Лущинский, в ходе пресс-конференции отметил, что речь об отмене ИПН у источника выплаты, который действует у пунктов приема.
«Этот налог мешает физлицам зарабатывать на сдаче ТБО, так как у них запрашивают документы: люди, опасаясь потерять АСП или быть наказанными за превышение нормы, когда не нужно открывать ИП, перестают заниматься данным способом заработка», — сказал он,
По его словам, действующая система налогообложения никак не учитывает особенности отрасли сбора отходов.
«Человек, который хочет сдать 10 кг макулатуры, должен принести удостоверение личности в пункт приема, где у него снимут копию. Затем ему заполнят акт закупа и выплатят деньги, удержав 10% ИПН. Это демотивирует население, так как удостоверение – это конфиденциальные данные, и 10% налога – это большая сумма», – объяснил Лущинскицй.
По данным анализа его ассоциации, если в 2021 году физлица заплатили 91,6 млн тенге, то в 2022 году эта сумма упала до 20,1 млн тенге. Впоследствии, по его словам, не открываются пункты сбора, а заводы по переработке не загружены полностью.
Лущинский привел в пример данные министерства экологии и ассоциации, согласно которым из 4,1 млн тонн отходов на 200 млрд тенге ежегодно перерабатывается только объем на 24-30 млрд тенге, что составляет 10-15% от общего. Ежегодно на полигонах страны размещается на 172-177,6 млрд тенге материала, который можно переработать.
Его поддержал глава Ассоциации переработчиков вторсырья Батырбек Аубакиров, отметив, что в случае отмены ИПН для физлиц объем переработки мусора можно увеличить на 30%.
Он пояснил, что на данный момент в его организации 20 заводов. И они готовы принять весь объем, который генерируется ежегодно. Но проблемой является то, что своими силами переработчики не смогут отсортировать и привезти на предприятие мусор.
При этом сборщики больше мотивированы продавать ТБО в соседние страны, так как там нет данного ИПН. В результате заводам не хватает материала для загрузки мощностей.
«Если говорить о международном опыте, то в России НДФЛ, аналог нашего ИПН, на макулатуру отменили в 2019 году. На сегодня собираемость данного сырья выросла на 91%, пунктов приема стало на 20% больше. Финансовый эффект – 20 млрд тенге. Мы считаем, что данная мера позволит значительно увеличить производство и поступления в бюджет Казахстана», – пояснил Аубакиров.
Глава Казахстанской ассоциации по управлению отходами KazWaste Шынболат Байкулов, дополняя двух предыдущих спикеров, отметил, что, согласно концепции перехода Казахстана к зеленой экономике, к 2030 году доля переработки должна достичь 40%,а охват населения услугами вывоза отходов – достигнуть 100%.
«Новым Экологическим кодексом предусмотрены меры по достижению этих показателей, однако они не выполняются в должной мере. На этом этапе развития отрасли по управлению отходами необходимо создавать условия для внедрения раздельного сбора отходов на местах и развития бизнеса по переработке отходов», – пояснил Байкулов.
Он добавил, что из-за текущих условий население не вовлекается в раздельный сбор и не реализует свое право зарабатывать на переработке из-за преграды в виде ИПН. Также, по словам спикера, в Казахстане стоимость сырья ниже, чем у других стран, что также не делает ее инвестпривлекательной.
Например, общемировая средняя стоимость 1 кг макулатуры составляет 100 тенге, 1 кг отходов пластика – 300 тенге. Это означает, что объем рынка макулатуры, картона, отходов бумаги варьируется от 67,6 млрд до 94,8 млрд тенге ежегодно, а объем отходов пластика – от 186 млрд до 261 млрд тенге ежегодно.
По подсчетам ассоциации, бюджет ежегодно недополучает 53-80 млрд тенге налоговых поступлений от оставшейся непереработанной макулатуры, картона и отходов бумаги, от оставшихся отходов пластика – 165-240 млрд тенге (в сумме – 218-320 млрд тенге).
«Это огромный рынок, полноценно не вовлеченный в экономический оборот страны по причине чрезвычайной сложности налогового учета и необходимости получения персональных данных физических лиц, сдающих ТБО. Если будет предоставляться возможность неуплаты ИПН для них, то эта мера позволит контролировать и вести учет входного сырья у переработчиков и снизить риски теневого оборота», – высказался он.
Между тем Аубакиров отметил, что ассоциации уже направили письмо в министерства экологии и природных ресурсов, национальной экономики, финансов и «Атамекен». При этом профильное ведомство в рабочем порядке поддерживает данную инициативу, но министерство финансов просит более точные финансовые пронозные расчеты. В связи с этим спикер выразил надежду, что Минэкологии будет более агрессивно защищать данную позицию.
Байкулов отнесся к такой надежде более скептично, отметив, что за 20 лет работы с госорганами традиционно наблюдается проблема со взятием на себя ответственности со стороны министров.
«180 млрд тенге закапываем из 200 млрд тенге в год. Мы говорим им: вы же видите очевидное. Они говорят: да, видим, но дайте нам анализ регуляторного воздействия. В то же время решение лежит на поверхности, а эффект мы получим в течение трех-пяти лет», – заметил Байкулов.
В свою очередь Аубакиров отметил, что если министерство экологии боится брать на себя ответственность, то может сослаться на три ассоциации, которые впервые в истории пришли к единому мнению (до сих пор организации отстаивали интересы только своего профиля).