Weather Icon
Загрузка...
18+

Почему не стоит покупать акции KEGOC — эксперт

Рассуждаем Рассуждаем
Дата публикации:
29 сентября, 2023
Почему не стоит покупать акции KEGOC - эксперт
Фото: qams.kz

Как утверждает эксперт, в первую очередь, KEGOC имеет определённые полномочия по передаче электричества в качестве транспортной компании. При этом являясь центральным диспетчером, который управляет балансом электроэнергии по Казахстану. За это, по словам Чукина, она не получает дивидендов, но имеет власть и ответственность.

«Получается, что у неё «две шляпы» и тут зашит конфликт, в одних случаях они одевают одну шляпу, и вперёд выходит коммерческий интерес «транспортной» компании. В других, они могут стать «регулятором». А ещё они могут и регулировать в сторону своих коммерческих интересов. И тут никто не виноват, система так настроена. И так быть не должно, но пока работает», — говорит экономист. 

Антинародная политика компании

По мнению Чукина, ещё больше искажения вносит «единый» тариф. Сейчас потребители платят одинаково по всей стране. Но экономист подчеркивает, что основная генерация находится на севере страны, а половина потребления приходится на южные регионы. Так что цена на передачу является единой для всех регионов независимо от расстояния.

«Что делает коммерческая компания при таком тарифе. Представьте такси по фиксированному тарифу. Все таксисты будут стараться брать пассажиров на близкие расстояния, кому охота ехать полдня за те же деньги? Чтобы не утомлять ФБ экономикой, просто скажу, что это антиэкономика и антинародная политика. Дело даже не в компании. При таком формировании доходов для компании любые большие проекты на большие расстояния заведомо убыточные», — считает эксперт.

Убыточность предприятия

Алмас Чукин также раскритиковал финансовое состояние компании. Все её активы составляют чуть меньше триллиона тенге ($2 млрд). За прошлый год KEGOC заработал от своей деятельности 216 млрд тенге ($450 млн), и после вычета затрат осталось всего 27 млрд прибыли ($57 млн), которые после корректировок вылились в общий убыток в 52 млрд тенге (-$110 млн).

«Даже если бы прибыль осталась в 50 млн долларов, такую компанию банки отказались бы финансировать на большие проекты в сотни миллионов долларов. А задачи, стоящие перед страной в области электрификации, тянут на миллиарды. Высоковольтная линия в 500 киловольт стоит 300-400 тысяч долларов один километр, не считая подстанций. То есть каждые 100 км это 30 млн долларов», — заявляет он.

Чукин добавил, что за последние годы было реализовано всего лишь два стратегических объекта — две линии Север-Юг.

«Запад как не был соединён с остальным Казахстаном, так и остался. Аварии последних двух месяцев показали, что надеяться не на что, никакого бэкапа с центром у Запада нет. Спасает пока только наследство СССР в виде мощных линий на РФ. Соединения с Китаем нет и Юг, как показала авария прошлого года, тоже беззащитен. Советское центрально-азиатское кольцо каким было, таким и осталось, только состарилось», — отмечает экономист.

Неизвестное будущее

Он также указал на то, что компания вынуждена постоянно поддерживать своё положение — развиваться, идти вперёд, строить опережающими темпами генерацию по всей республике.

«Речь идёт о 15-20 гигаваттах до 2040, а на какие провода её вешать? А смарт-грид, а электромобили где и как заряжать? Государство должно убрать из KEGOC диспетчерскую. После этого надо или собрать всё, что можно, накачать кредитными деньгами, поставив госгарантии и долгосрочные инвестиционно привлекательные тарифы с учётом реальности, и создать мощную Национальную электросеть с большими планами, и большими ресурсами», — считает эксперт.

Однако компанию можно оставить без изменений. Экономист предлагает отдать некоторые участки, где необходимо развитие, в концессию инвесторам, создав привлекательные финансовые условия. А до тех пор, Алмас Чукин не рекомендует приобретать эти 5% акций компании с непонятным будущим.

 

Лента