Почти 300 миллионов тенге без реальной конкуренции: Как в Астане разыграли тендер на 294 млн тенге

В Астане завершилась крупная государственная закупка: 5 специальных автотранспортных средств для нужд транспортного контроля обошлись бюджету в 294 миллиона тенге. Но анализ итогового протокола тендера №14259513-ОК1 выявил целый ряд тревожных признаков, указывающих на возможную имитацию конкуренции, завышенные расценки и управляемую закупку, передает Объектив со ссылкой на Arasha.
Предмет закупки
- Заказчик: Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Астаны
- Руководитель: Карагойшин Асхат Жиенбаевич
- Объект: специальные фургоны для дорожного контроля
- Цена за 1 единицу: 58 821 214 ₸
- Количество: 5 единиц
- Общая сумма: 294 106 071 ₸
Влияние связей: семейная вертикаль
Карагойшин Асхат Жиенбаевич — не просто чиновник, он представляет влиятельную административную династию:
- Дядя Карагойшина Рустама Тимуровича, председателя правления АО НУХ «Байтерек», одного из крупнейших национальных холдингов страны.
- Брат Карагойшина Тимура Джиенбаевича, генерального директора РГП «Госэкспертиза», ключевого института в оценке и согласовании проектной документации.
Эти связи ставят под сомнение независимость управленческих решений и могут указывать на использование административного ресурса при распределении подрядов и допуске участников к тендерам.
Факторы, вызывающие сомнения
1. Завышенная цена
На рынке Казахстана аналогичная техника, например Ford Transit L2H2, с полной комплектацией стоит от 21 до 30 млн ₸. Даже с учётом установки оборудования (видеокамеры, инвертор, мебель, панели и др.) итоговая стоимость редко превышает 40–45 млн ₸.
Разница в 13–18 млн ₸ за единицу — либо избыточная комплектация, либо завышенная смета.
2. Отклонение выгодных заявок по формальным основаниям
Из 4 заявок:
- 2 отклонены: «Simple Solutions» и «Kazakhstan Prime Innovation»
- Причина — несоответствие температуры эксплуатации оборудования на 5°C или влажности на 5%
- При этом заявка «Simple Solutions» была дешевле на 600 тыс. ₸ за единицу. Итог: отсеяна наиболее выгодная заявка, а победитель предложил наивысшую цену.
3. Формальная конкуренция между аффилированными компаниями
В закупке победили:
- ТОО «TRUCK CENTER» — победитель
- ТОО «АвтоТех MOTORS» — второе место
Обе компании:
- Зарегистрированы в г. Актобе
- Имеют одинаковый юридический адрес: ул. Айтеке би, 11
- Предложили почти идентичные цены
- Имеют схожие профили и не указали сайт или дифференцирующие характеристики
Это типичная схема «двойников», где один участник побеждает, второй создаёт видимость конкурса.
4. Подозрительная работа комиссии
Решение принимала комиссия из 3 человек во главе с замруководителя управления транспорта Жандосом Даулетовым. Все трое использовали одинаковую формулировку при отклонении неугодных заявок — без намёка на индивидуальную оценку.
Это может указывать на предвзятый подход или заранее согласованный сценарий.
Проблемы и риски
Проблема | Последствия |
---|---|
Одинаковая цена допущенных заявок | Отсутствие ценовой конкуренции |
Массовое отклонение по малозначительным признакам | Признак управляемого тендера |
Побеждает не самая выгодная заявка | Потенциальные убытки бюджету |
Аффилированность участников | Риски коррупции и конфликта интересов |
Закупка по шаблону?
Такие закупки подрывают доверие к системе госзакупок. Несмотря на декларируемую цифровизацию и прозрачность, всё ещё наблюдается ручное управление тендерами, где победитель известен заранее, а реальная экономия для бюджета — лишь на бумаге.
Компании-клоны и безответственность
Закупка на 294 млн ₸ — это не просто цифра. Это показатель того, что конкуренция в госзакупках Астаны часто остаётся декларацией, а не реальностью. Когда подрядчики с одним адресом получают сотни миллионов, а выгодные предложения отклоняются, возникает вопрос: кто действительно контролирует эти процессы?
Асхат Карагойшин, как глава этого управления, обязан нести публичную и профессиональную ответственность за логику проведения подобных тендеров. В противном случае любое обещание о прозрачности превращается в фикцию.
Вывод
Закупка фургонов для дорожного контроля — это не просто история о 294 миллионах тенге. Это кейс о том, как семейные связи, отсутствие конкуренции и формальный подход превращают систему госзакупок в сценарий с заранее известным финалом.
Пора задать прямой вопрос: будут ли реагировать антикоррупционные органы и Счетный комитет на закупки, где на кону десятки миллионов и связи простираются до вершины госаппарата?