Анес Калдыбаев: Ряд централизованных мер помог сократить число мошеннических звонков
«Самый надежный партнер в сфере противодействия кибермошенничествам» в такой номинации, в рамках прошедшего в эти дни саммита «Финтех Центральной Азии», присуждено первое место Управлению по противодействию киберпреступности департамента полиции Алматы. В разговоре с нами, начальник Управления Анес Калдыбаев рассказал о специфике работы специального подразделения, передает Объектив.
Главная задача, стоящая перед сотрудниками киберполиции — создать условия, при которых каждый житель сможет чувствовать себя защищенным, совершая любые действия в цифровом пространстве. Анес Колдыбаев подчеркнул, что что обеспечение безопасности граждан в цифровой среде является стратегической задачей, поэтому подразделение последовательно усиливает подходы в работе с финансовыми организациями, IT-сектором и обществом.
В Казахстане полиция ведёт профилактическую работу против финансового мошенничества через специализированные подразделения и информационные кампании. Как проводится такая работа, какие меры принимаются в этом плане? Что именно делается для профилактики интернет-мошенничества и повышения цифровой безопасности граждан в Алматы?
— В структуре МВД действуют управления по противодействию киберпреступности, они проводят оперативно-розыскные мероприятия, пресечение схем, работу с банками и операторами связи, а также профилактические акции совместно с СМИ, блоггерами, с освещением новых способов обмана мошенниками и метражом борьбы с ними. В настоящее время внедрён ряд централизованных мер — система блокировки «иностранных» подменных звонков, проекты по информационной защите, масштабирование пилотных решений по регионам. Это уменьшило количество успешных звонков-мошенников и сократило число мошеннических звонков. Большое внимание уделяется межведомственному и частно-государственному взаимодействию. Полиция сотрудничает с банками, платежными системами, мобильными операторами и крупными онлайн-площадками. Результатами такого сотрудничества являются совместные обмены данными, блокировка подозрительных переводов, антифрод-центры и конференции по обмену практиками.
Можете рассказать о конкретных мерах против интернет-мошенничества, которые применяются на практике?
— Это, в частности, блокировка и заморозка операций, когда антифрод-центры и банки могут временно блокировать подозрительные транзакции и карты, замораживать счета до выяснения обстоятельств. Кроме этого, активно применяются технические средства, способствующие работе против подмены номеров и фишинга. Отдельно хочу отметить проводимую нами информационную компанию, не только в качестве профилактических целей, но и для повышения цифровой грамотности у наших граждан. На регулярной основе проводятся просвещающие кампании — рекомендации через eGov, банкинг-приложения, соцсети, СМИ. Существуют и специальные акции, которые нацелены в первую очередь на пожилых людей и уязвимые группы. В Алматы киберполиция постоянно публикует советы и просит граждан регистрироваться в сервисах, отказываться от кредитов по телефону и многое другое.
Существует ли статистика обращения граждан в полицию по таким фактам и статистика раскрываемости?
— Что касается статистики, в текущем году на территории Алматы было зарегистрировано более двух тысяч интернет мошенничеств, из которых удалось раскрыть более 800 преступлений.
Финансовое мошенничество представляет собой широкий спектр преступлений, от телефонных звонков и фишинга до онлайн-схем и поддельных инвестиций. Что можно посоветовать гражданам, как защититься? Что делать, если вы стали жертвой мошенничества?
— Если вы уже стали жертвой, могу сказать пошагово, что делать. Во-первых — немедленно заблокируйте карту или свой аккаунт в банке, обязательно сохраните время и все скриншоты операций. Во-вторых — обратитесь в полицию. Наберите 102 или подайте заявление через порталы и приложения, такие как egov, qamqor.gov.kz, единая форма ЕРДР. Многие банки и приложения получили возможность отправлять обращения в полицию прямо из приложения. Сохраните все доказательства — скриншоты переписок, звонков, реквизитов получателя, страницы сайта, объявления, чеки и переводы. Не забудьте сообщить мобильному оператору, банку, платформе в случае утечки номера или смены SIM-карты. Очень часто можно вернуть средства или приостановить транзакцию. При необходимости обратитесь за юридической помощью в защиту прав потребителей и сообщите в Нацбанк, если речь о банковских операциях.
Управление по противодействию киберпреступности департамента полиции Алматы настоятельно рекомендует гражданам выполнять определенные меры для своей защиты:
— Не сообщайте ИИН, номера карт, CVV, пароли и коды из SMS/Push никому по телефону или мессенджеру. Любой запрос кода — признак социальной инженерии.
— Подтверждайте контакт: если звонят якобы из банка/госоргана — положите трубку и перезвоните по официальному номеру на сайте банка или госоргана.
— Активируйте двухфакторную аутентификацию (2FA) и используйте надёжные пароли
— Откажитесь от автоматического сохранения реквизитов в общих/чужих устройствах; не переходите по ссылкам из SMS/соцсетей без проверки.
— Для пожилых и уязвимых: назначьте доверенное лицо, ограничьте мобильные услуги по оплате (в eGov и у банка можно оформить добровольный отказ от кредитов/микрозаймов).
— Проверяйте отзывы и регистрацию онлайн-магазинов/инвестплощадок; сомнительные «быстрые прибыли» — почти всегда мошенничество.