Weather Icon
Загрузка...
18+

Многожёнство в России: религия позволяет, закон – нет

Сообщаем Сообщаем
Дата публикации:
20 декабря, 2024
554581 size5
Молодожены на свадьбе / Фото: unsplash.com

Совет улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) России сообщил, что с точки зрения религии мусульманину можно иметь до четырёх жён. Однако при этом мужчина обязан одинаково хорошо заботиться о каждой из них – как в материальном, так и в моральном плане, передает Объектив.

Но важно понимать: с точки зрения российских законов существуют только те браки, которые зарегистрированы в ЗАГСе. Если мужчина берёт вторую, третью или четвёртую жену только по религиозному обряду, такой союз не будет признан государством. Это означает, что дополнительные жёны не получат законных прав на имущество, алименты или наследство. Без официального брачного свидетельства они остаются без юридической защиты.

Ситуация осложняется ещё и тем, что в современном российском обществе, где традиционно принято создавать пары «один мужчина – одна женщина», идея многожёнства может вызвать непонимание и критику. Многие люди опасаются, что в таких союзах женщины могут оказаться в уязвимом положении. Даже при религиозном одобрении вопрос о равноправии, свободном согласии и уважительном отношении ко всем жёнам остаётся открытым.

По сути, заявление ДУМ – это напоминание о религиозной норме, а не новый закон. На практике многожёнство в России продолжает оставаться скорее редким исключением, чем правилом. На фоне светских законодательных норм, культурных традиций и современных ценностей в обществе такая практика вряд ли станет широко распространённой.

Основной Материал для сайта:

Ситуация, в которой Совет улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) России официально разрешает мусульманам заключать до четырех религиозных браков, отражает сложное переплетение религиозных норм, правовых реальностей и культурно-этических ценностей современного российского общества.

Религиозно-правовой контекст:

С позиции ислама, многоженство допустимо при ряде строжайших условий – равное и справедливое отношение ко всем супругам, обеспечение их материальных и моральных нужд, получение согласия сторон. Эта традиция уходит корнями в VII век и была связана с определёнными социально-историческими обстоятельствами – в том числе с необходимостью социальной защиты вдов, сирот и уязвимых слоёв общества. В классическом исламском праве наличие до четырёх жен – это не обязанность, а разрешение, ограниченное строгими этическими нормами. В современных реалиях позиция ДУМ России – это внутреннее религиозное постановление, обращённое в первую очередь к мусульманской общине, стремящейся следовать нормам шариата.

Юридический аспект в российском контексте:

Российское законодательство основано на принципах светского государства и юридической моногамии: законом признаётся только гражданский брак, зарегистрированный в органах ЗАГС. Любые неоформленные государством религиозные союзы – в том числе и многочисленные – не будут иметь юридической силы. Это означает, что с точки зрения права дополнительные «жёны», не оформленные через ЗАГС, не получат статус супруги: они не будут иметь прав на имущество, социальные гарантии, алименты при разводе или наследование по супружеской линии в случае смерти мужа, так как подобные вопросы регулируются исключительно гражданским правом. Такая ситуация создаёт правовой вакуум, в котором религиозный институт брака не совпадает с гражданско-правовым полем, что может приводить к конфликтам и потенциальной социальной уязвимости женщин, вовлечённых в подобные отношения.

Социально-этические аспекты:

Современное российское общество исторически опирается на моногамные ценности, что подкреплено не только законодательством, но и преобладающими культурными нормами. Многоженство же, даже разрешённое религией, зачастую воспринимается с непониманием или негативно. Возможно возникновение конфликтов между традиционалистским крылом исламского сообщества, стремящимся реализовать религиозное право, и светски ориентированными мусульманами, которые считают многоженство не актуальным и не соответствующим духу времени. Кроме того, у многих женщин, которые даже теоретически могли бы согласиться на подобный формат отношений, возникает вопрос о реальном равноправии и свободе выбора: женское согласие в таких ситуациях должно быть осознанным, добровольным и свободным от давления.

В медийном и общественном пространстве данная тема может быть использована для формирования стереотипов об исламе или, напротив, вызвать дискуссию о необходимости более точного понимания исламской традиции. Ключевой этический вопрос – не только в том, насколько справедливо мужья могут относиться к нескольким жёнам, но и в том, могут ли женщины в современных условиях реально отстаивать свои права, интересы и достоинство.

Сопоставление с международной практикой и социокультурными тенденциями:

Сравнивая российскую ситуацию с другими странами, можно отметить, что во многих мусульманских государствах существуют законодательные нормы, прямо регулирующие и регламентирующие многоженство. В одних странах оно формально разрешено, но крайне зарегулировано и де-факто встречается редко; в других – многоженство запрещено или серьёзно ограничено, несмотря на исламское наследие. В России же, с её светским характером права, эти вопросы остаются полностью вне государственных правовых рамок, при этом религиозная община даёт свои собственные нормы, не имеющие юридического подтверждения.

Вывод:

Разрешение ДУМ на многоженство – это скорее религиозно-идейный символический шаг, чем реальный юридический инструмент. На практике он вряд ли получит широкое распространение ввиду отсутствия правового признания, риска социальной стигматизации и объективных экономических, бытовых и психологических сложностей, связанных с поддержанием нескольких полноценных семей. В современной России, где ценности гендерного равенства и индивидуальной свободы постепенно укрепляются, предложение о религиозной легитимности многоженства может оказаться либо маргинальной практикой внутри узких религиозных кругов, либо предметом академических, общественных и правозащитных дискуссий, ставящих под сомнение её целесообразность и справедливость.

Таким образом, с экспертной точки зрения, данный вопрос подчёркивает непростую задачу совмещения религиозных предписаний и принципов светского права в мультикультурном обществе. Он выявляет необходимость более широкого диалога между религиозными лидерами, правоведами, правозащитниками и обществом для формирования согласованного подхода, уважающего религиозную свободу, но одновременно защищающего гражданские и гендерные права всех участников брачных отношений.

Теги:
Лента