Почему так сложно реорганизовать КТЖ — ответ Минтранспорта
Как сообщает LS , процесс реорганизации «Қазақстан темір жолы», предложенный Агентством по защите и развитию конкуренции усложняется рядом факторов.
Ранее АЗРК рекомендовало отделить функции нацперевозчика от функций нацоператора инфраструктуры. Причем из последнего предлагалось создать независимое юридическое лицо. Организация должна была быть на I этапе в составе КТЖ, а на II – уже под управлением министерства транспорта.
«Целью данной инициативы является исключение барьеров за счет создания равных конкурентных условий при организации доступа частных грузоперевозчиков к услугам магистральной железнодорожной сети (МЖС). При этом, как отметили в ведомстве, в мировой практике есть примеры эффективного функционирования оператора инфраструктуры в составе холдинга при наличии конкуренции в секторе ж/д перевозок товаров (Германия, Польша)», — заявили в ведомстве.
Помимо этого, в отрасли существует ряд других, более значительных системных вопросов.
«Они не позволяют реализовать полноценный конкурентный рынок в данной сфере с равными условиями функционирования: в части тарифной политики, технологических и инфраструктурных ограничений и т.д. Данные аспекты постоянно озвучиваются и обсуждаются на уровне госорганов и бизнеса», — уточнили в Минтранспорта.
Вместе с тем была разработана Концепция развития железнодорожного транспорта РК до 2029 года. Она, по информации ведомства, предусматривает меры, которые решат проблемные вопросы.
В ведомстве добавили, что в том числе планируется снять ряд ограничений для работы множества перевозчиков: дефицит пропускной способности на сети и перерабатывающих мощностей на станционных путях, слабая автоматизация и т.д.
Кроме того, будут разработаны адаптированные к казахстанским условиям модель и принципы доступа частных игроков к МЖС. Есть и другие меры.
Поэтапное формирование нацоператора инфраструктуры с возможным последующим созданием отдельного юридического лица также предусмотрено концепцией. При этом, как заверили в ведомстве, КТЖ уже занимается данным вопросом для обеспечения объективности и прозрачности организации в вопросах взаимодействия с перевозчиками грузов.
«Вопрос выделения и отчуждения оператора инфраструктуры является довольно сложным, учитывая текущий уровень технологий, а также историческое моноуправление сетями и наличие совместных (неделимых) операций. Кроме того, при создании отдельного юридического лица возникает проблемный вопрос по имеющимся долговым обязательствам КТЖ, согласованию реорганизации нацкомпании с кредитными организациями и решению вопросов определения гаранта привлеченных займов», – высказались в Минтрансе.
В ведомстве добавили, что проводимые структурные реформы должны быть продуманными и оправданными и ни в коем случае не должны сказаться на эффективности работы ж/д транспорта.
«Важно не допустить риска возникновения проблемных вопросов, в том числе в области обеспечения безопасности и бесперебойности функционирования сферы, тем самым создавая риск успешности реализации государственной стратегической задачи по реализации транзитного потенциала страны», – заключили в министерстве.