Weather Icon
Загрузка...
18+

Попало в поле нашего объектива: автогаз подорожает с февраля

Сообщаем Сообщаем
Дата публикации:
21 января, 2025
img 6125

С 1 февраля казахстанцам придется привыкать к новым ценам на автогаз. Министерство энергетики объявило о повышении предельной оптовой цены на сжиженный нефтяной газ с 45 158 до 51 932 тенге за тонну. Это объективная необходимость, продиктованная растущими убытками производителей, себестоимость которых достигает 65–75 тысяч тенге за тонну.

Для автолюбителей это означает увеличение розничной цены на 6–21 тенге за литр в зависимости от региона. Министерство уверяет, что эта мера обеспечит стабильное снабжение внутреннего рынка и привлечет инвестиции в газопереработку. Объективно, это значимое решение для топливного рынка страны, передает Объектив.

Сжиженный газ в Казахстане: между растущим спросом и нерентабельностью

Сжиженный нефтяной газ сегодня стал одним из важнейших видов топлива в Казахстане, однако его производство и реализация сопровождаются целым рядом проблем. Уже сейчас отрасль испытывает острую нехватку ресурсов, вынуждена работать на пределе своих возможностей и теряет привлекательность для инвесторов. Между тем внутренний спрос на сжиженный газ стремительно растёт и, по прогнозам, к 2025 году в стране может превысить 2,4 млн тонн в год. При этом уже в нынешних условиях дефицит достигает 20–25%, и существует риск его дальнейшего увеличения.

Ключевая проблема заключается в том, что установленные государством предельные оптовые цены значительно ниже фактических затрат на производство. При себестоимости 65–75 тыс. тенге за тонну заводы вынуждены реализовывать сжиженный газ по цене 45 158 тенге, что приводит к убыткам в размере 20–30 тыс. тенге на каждую тонну. Чтобы компенсировать эти потери, предприятия частично перекрывают их за счёт продаж других видов продукции, однако подобная система неустойчива в долгосрочной перспективе. Из-за отсутствия должного финансирования не проводятся регулярные ремонтные работы и практически не выделяются средства на модернизацию производственных мощностей. Это ведёт к деградации отрасли и повышенному риску аварийных ситуаций.

Несмотря на финансовые трудности производителей, внутренний рынок демонстрирует рекордный рост потребления сжиженного газа. В 2023 году Казахстан потреблял уже 2 млн тонн сжиженного газа, что на 400 тыс. тонн (28%) выше показателя 2022 года. К 2024 году спрос достиг 2,2 млн тонн, а уровень дефицита возрос до 20–25%. По прогнозам аналитиков, в 2025 году потребление может составить 2,4 млн тонн, и этот разрыв в обеспечении только усилится. Главный драйвер увеличения спроса — стремительный рост количества автомобилей, использующих сжиженный газ в качестве газомоторного топлива. По официальным данным, с 2021 по 2024 год их численность выросла с 313 тыс. до 661 тыс. единиц, не считая незарегистрированных авто.

На фоне растущего спроса Казахстан демонстрирует одни из самых низких цен на сжиженный газ — в зависимости от региона от 59 до 89 тенге за литр, что значительно ниже, чем, например, в России (132 тенге), Азербайджане (171 тенге) или Таджикистане (273 тенге). Такой ценовой разрыв приводит к тому, что часть сжиженного газа утекает за пределы страны, в том числе транзитным транспортом, ещё больше усиливая внутренний дефицит.

Продолжительная политика сдерживания цен фактически блокирует возможность для заводов-производителей наращивать объёмы. Более того, предприятиям становится сложно поддерживать даже текущий уровень производства, поскольку средств на модернизацию и проведение плановых ремонтов попросту не хватает. Частые аварийные остановки негативно отражаются на поставках и усугубляют дефицит. Из-за убыточности предприятия теряют интерес к выпуску сжиженного газа, переключаясь на более рентабельные продукты, а потенциальные инвесторы не спешат вкладываться в проблемную отрасль. Ситуация ещё более осложняется оттоком кадров: заводы не могут обеспечивать конкурентные зарплаты и теряют квалифицированных специалистов.

При этом сжиженный газ крайне важен и как стратегическое сырьё для нефтехимической промышленности. Во многих развитых странах он используется не только в качестве топлива, но и для производства высокотехнологичных материалов и химических соединений с высокой добавленной стоимостью. Инвестиции в нефтехимию обеспечивают максимальную эффективность энергопотребления, открывают возможности создания новых доходных отраслей и формируют стимул для научно-технического прогресса. Отдельно стоит подчеркнуть, что каждое рабочее место в нефтехимии способствует созданию ещё семи в смежных сферах, а стоимость конечной продукции после нескольких переделов может возрастать в 20 раз. При правильном подходе это колоссальный мультипликативный эффект для экономики страны.

Таким образом, казахстанский рынок сжиженного газа стоит на переломном этапе. С одной стороны, потребление стремительно растёт, и отрасли важно удовлетворить постоянно увеличивающийся спрос как на топливо, так и на сырьё для нефтехимического сектора. С другой стороны, экономическая модель производства остаётся убыточной, а финансовые потери заводов тормозят модернизацию, увеличивают риск аварий и отталкивают инвесторов. Без пересмотра цен, адресной поддержки производителей и стимулирования инвестиций в модернизацию отрасли республика рискует столкнуться с ещё более серьёзным дефицитом газа и утратой перспектив развития высокотехнологичного нефтехимического производства. В долгосрочной перспективе именно сбалансированная ценовая политика и продуманная стратегия развития позволят эффективно использовать потенциал сжиженного газа, обеспечить экономический рост и сформировать новую высокотехнологичную отрасль, способную работать на экспорт и создавать высококвалифицированные рабочие места.

Теги:
Лента