Weather Icon
Загрузка...
18+

В Казахстане начали сужать дороги для профилактики ДТП: мировой опыт и первые результаты

Сообщаем Сообщаем
Дата публикации:
28 апреля, 2025
Источник: pexels

Когда речь идёт о безопасности на дорогах, важно не только видеть проблему, но и смотреть на неё объективно. Сегодня в поле зрения нашего Объектива — новая практика в Казахстане: сужение дорог на опасных участках. Мировой опыт показывает, что иногда именно уменьшение пространства даёт больше шансов сохранить жизнь. Почему этот метод работает, и как его применяют в других странах — разбираемся вместе.

В Казахстане внедряют новый подход к повышению безопасности дорожного движения — сужение проезжей части на наиболее аварийно-опасных участках. Об этом сообщили в Министерстве внутренних дел Республики Казахстан. Метод, широко применяемый в странах ОЭСР и США, направлен на то, чтобы водители автоматически снижали скорость и проявляли большую внимательность.

Почему сужение дороги работает

Как поясняют специалисты, поведение водителей во многом зависит от восприятия окружающего пространства. На широких участках трасс автомобилисты зачастую ощущают иллюзию безопасности и могут превышать скорость, тогда как на более узких проездах интуитивно действуют осторожнее. Сужение дороги заставляет снизить скорость без применения штрафных санкций или ограничительных устройств.

«Проезд через опасную зону становится более безопасным. Кроме того, полицейские на таких участках проводят профилактическую беседу с водителями, чтобы убедиться, что те не устали и могут безопасно продолжать путь», – рассказали в МВД РК.

Мировая практика: доказанная эффективность

Идея использования сужений — часть концепции «Traffic Calming» (успокоение трафика), которая активно применяется в странах Европейского союза, США, Канаде, Японии и Австралии.

Например, в Нидерландах уже в 1970-х годах в городах начали массово внедрять концепцию «живых улиц» (Woonerf), где проезжая часть сужалась и визуально сливалась с пешеходной зоной, что вынуждало автомобилистов замедлять движение. Эти меры позволили в некоторых районах снизить количество ДТП на 40–60%.

В США подобные практики реализуются через проекты «Complete Streets» — создание улиц, удобных для всех участников дорожного движения. В ряде городов, где дороги были намеренно сужены с помощью разметки или установки островков безопасности, средняя скорость снизилась на 5–15%, а количество аварий уменьшилось на 20–30%.

Во Франции в рамках программы Vision Zero активно используются «чокеры» — локальные сужения проезжей части при помощи бордюров или озеленения. В результате, в некоторых муниципалитетах удалось добиться сокращения числа ДТП с пострадавшими почти на треть.

Перспективы для Казахстана

Эксперты отмечают, что инициатива Казахстана по внедрению методов физического воздействия на трафик выглядит современно и перспективно. Особенно важно, что сужение проезжей части сопровождается профилактическими мерами — беседами с водителями, направленными на выявление признаков усталости, которая остаётся одной из скрытых причин аварий.

Внедрение таких решений требует тщательной проработки — необходимо учитывать плотность движения, характер потока (городские улицы, загородные трассы) и особенности климата. Однако мировой опыт показывает: при грамотном проектировании и системном подходе эффект от таких мер проявляется быстро и выражается в сохранённых жизнях.

Сужение дорог — это не просто строительное решение, а элемент новой культуры дорожной безопасности. Казахстан делает важный шаг навстречу современным стандартам транспортной инфраструктуры, ориентированным на снижение смертности и травматизма на дорогах.

Теги:
Лента