Weather Icon
Загрузка...
18+

В объективе аудита: среднее образование в фокусе

Сообщаем Сообщаем
Дата публикации:
17 февраля, 2025
shutterstock 1185142306 500x281 1
©Shutterstock / Fotodom

Система среднего образования Казахстана переживает масштабные перемены: растут бюджетные вложения, число школ и учеников, совершенствуется инфраструктура. Однако недавний государственный аудит выявил не только положительную динамику, но и системные проблемы, влияющие на качество и эффективность обучения. Предлагаем вашему вниманию аналитический материал, основанный на итогах проверки Высшей аудиторской палаты, а также рекомендации экспертов, которые позволят вывести среднее образование на новый уровень развития.

Экспертный взгляд на результаты госаудита в сфере среднего образования: проблемы, рекомендации и перспективы

Результаты недавно проведённого аудита Высшей аудиторской палаты (ВАП) в сфере среднего образования показали позитивную динамику в финансировании и расширении доступа к обучению, однако выявили ряд системных недочётов, снижающих эффективность принимаемых мер. Ниже приводится экспертный комментарий по ключевым проблемам и возможным направлениям их решения.

Результаты аудита свидетельствуют о том, что система среднего образования в Казахстане претерпела значительные изменения. За последние годы расходы на неё увеличились более чем в три раза – с 1,3 трлн тенге в 2019 году до 4,8 трлн тенге в 2024 году. Это говорит о приоритетном внимании государства к образовательной сфере. Параллельно растёт число школ, преподавателей и учащихся, что указывает на расширение доступности образования.

При этом аудит выявил проблемы, связанные со стратегическим планированием, оценкой качества образования, подготовкой и трудоустройством педагогов, качеством их переподготовки, методологическим обеспечением образовательного процесса, а также государственным регулированием и контролем. В частности, частая смена государственных программ и концепций приводит к отсутствию преемственности в образовательной политике, а это в свою очередь снижает отдачу от значительных бюджетных вложений.

Серьёзным вызовом остаётся формирование государственного заказа на подготовку педагогов. Значительные расхождения между прогнозами Министерства труда и реальными потребностями системы образования объясняются несовершенством методологии расчёта. На практике это может привести к дефициту учителей в одних регионах и переизбытку – в других.

Важным аспектом является пост-курсовое сопровождение педагогов после прохождения повышения квалификации. Оно должно помочь учителям внедрять полученные знания и навыки в повседневную практику. Фактически, по данным аудита, такой поддержки недостаточно: нередко процесс ограничивается семинарами и публикациями, не дающими системной помощи в работе с классом.

Реформы в области образовательных стандартов, по заключению аудиторов, проходят несистемно. Постоянные изменения в учебных планах приводят к пересмотру уже выпущенных учебников, что влечёт за собой неэффективные расходы бюджета. За последние пять лет экономические потери из-за регулярной корректировки учебников превысили 16 млрд тенге. Дополнительную сложность создаёт недостаточно продуманный механизм экспертизы и мониторинга качества: критерии оценки учебников менялись 12 раз, причём соответствующие процедуры всё ещё ведутся на бумаге, несмотря на существующую систему электронного мониторинга.

Отдельного внимания заслуживает проблема лицензирования и аттестации образовательных учреждений. В стране насчитывается 66 школ без лицензии, включая государственные, что прямо противоречит принципам обеспечения качества. Лишь 18,2% школ проходят аттестацию с первого раза, что также свидетельствует о наличии системных пробелов в организации образовательного процесса.

Финансовая составляющая аудита показывает, что были выявлены нарушения на сумму 1,1 млрд тенге. Кроме того, 62,4 млрд тенге признаны средствами, планируемыми неэффективно, а 3,2 млрд тенге использованы неэффективно. Это подчёркивает необходимость серьёзного пересмотра механизмов бюджетного планирования и расходования.

Основные вызовы и их причины включают частые изменения стратегических ориентиров и отсутствие долгосрочной концепции с чётким поэтапным планированием. Проблемы возникают и из-за несоответствия между потребностями системы образования и реальными прогнозами рынка труда. Ситуация усложняется тем, что учителя не получают достаточной поддержки для внедрения новых компетенций. Постоянное пересматривание учебных программ порождает финансовые потери и дезориентацию участников образовательного процесса, а пробелы в лицензировании и аттестации снижают общий уровень доверия к системе.

Рекомендации по повышению эффективности включают обеспечение преемственности в стратегических документах. Желательно создать многолетнюю программу развития среднего образования с детальной «дорожной картой» и минимизировать частоту корректировок. Разработка более актуальной методологии расчёта потребностей в педагогических кадрах с учётом демографических и региональных факторов позволит устранить дисбаланс в подготовке специалистов. Предусматривается и необходимость полноценного пост-курсового сопровождения учителей, в том числе через механизмы наставничества, цифровые платформы и регулярные консилиумы для обмена опытом.

Особую роль играет стабилизация реформ учебных программ и учебников. Аудиторы рекомендуют вводить изменения только после объективной экспертизы и пилотной апробации, а также использовать прозрачные цифровые инструменты для экспертизы новых учебников. Необходим единый реестр актуальных учебников и учебных пособий, согласованный с действующими программами. Ещё одним направлением улучшения ситуации видится усиление контроля и прозрачности в лицензировании и аттестации школ, включая ускорение получения лицензий, упрощение процедур аттестации и публичное раскрытие результатов.

Оптимизация финансового управления должна осуществляться за счёт систем планирования бюджета, ориентированных на результат. Регулярный мониторинг и аудит расходования средств призван своевременно выявлять неэффективное использование и предотвращать нарушения.

Перспективы развития системы среднего образования в Казахстане во многом зависят от того, насколько последовательно будут приняты и реализованы вышеуказанные меры. Значительный рост финансирования даёт возможность не только для обновления материально-технической базы, но и для внедрения инновационных технологий и методик. Развитие цифровой среды позволит повысить эффективность и прозрачность процедур, связанных с экспертизой учебников, аттестацией школ и сопровождением педагогов. В конечном итоге государство и общество ожидают качественного скачка – от расширения инфраструктуры к формированию конкурентоспособного содержания образования.

Если делать акцент на качестве, а не только на количестве новых школ и учебников, и если обеспечить глубокую методическую поддержку педагогов, Казахстан сможет сформировать устойчивую систему, способную готовить выпускников, соответствующих потребностям современного рынка труда. Для этого необходима укреплённая межведомственная координация, когда все участники – от региональных органов управления образованием до профильных министерств – действуют сообща и оперативно реагируют на возникающие вызовы.

Вывод заключается в том, что несмотря на заметный прогресс, достигнутый в финансировании и инфраструктуре, система среднего образования нуждается в более целостном и системном подходе к реформам. Последовательность стратегических планов, актуализация методик расчёта кадровых потребностей, полноценное пост-курсовое сопровождение педагогов и цифровизация ключевых процессов способны принести качественный прорыв, сделав казахстанское среднее образование одним из образцовых в регионе и за его пределами.

Теги:
Лента