Weather Icon
Загрузка...
18+

Уличные парковки: за и против?!

Сообщаем Сообщаем
Дата публикации:
11 июля, 2024
756153038673139
Фото: Demian Stringer / ZUMA Press / Global Look Press

Обустройство уличного пространства и, в частности, парковок вопрос щепетильный. Количество точек уличных парковок растет ежегодно. Сегодня в Астане более 380 парковок, это более 7180 мест. Увеличившееся число единиц легкового транспорта становится нагрузкой не только для дорог, но и парковочных мест, передает Объектив.

В столице обустройство парковок строится по принципу ГЧП. Суть ГЧП состоит в том, чтобы временно передать «простаивающие» активы государства (в виде земель, школ, детских садов и т.п), частным инвесторам, которые за свой счёт построят/модернизируют новую, современную инфраструктуру, за определенный период «отобьют» вложенные средства и затем передадут обратно государству уже готовый обустроенный проект.

Такая форма партнерства полезна для населения и экономики страны, при правильной реализации можно решить такие вопросы как нехватка школ, больниц, спортивных и культурных объектов. Сфера действия ГЧП не ограничена, вопрос только в возможностях инвесторов и наших чиновников.

Акимат в лице Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны воспользовались данным механизмом для решения проблем пробок и хаотичной парковки в нашей столице.

В развитых странах для решения проблем с дефицитом и обустройством парковочных мест строят многоуровневые парковки в местах деловой активности, устанавливают дифференцированный тариф в туристических объектах, т.е чем ближе к туристическим объектам, тем дороже, как это принято в крупнейших мировых мегаполисах.

Сейчас схема распределения доходов по парковкам следующая — 25% поступает в бюджет, 75% в карман частному партнеру. По договору ГЧП исполнитель принимает обязательства по «созданию» и «эксплуатации», что должно включать:

  1. Разработку программного обеспечения для взимания оплаты;
  2. Нанесение дорожной разметки;
  3. Установку устройств для взимания оплаты.

Асфальтирование, ремонт, отчистка снега в рамках договора не входит в понятие «создание» и «эксплуатация». Более того, частный партнер на своем сайте указал, что т.к. земля государственная, то обслуживанием должны заниматься коммунальные службы.

Интересен ещё и способ финансирования проекта ГЧП, где частный партнер вкладывает 1% собственных средств, а остальные 99% это заемные средства под льготный процент.

Департамент исследований и оценки проектов ГЧП АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» дал следующую оценку данному проекту ГЧП: «Проект не решил проблему с дефицитом парковочных мест, так как парковочные пространства обустроены на уже существующей инфраструктуре без расширения сети парковок. Основная масса платных парковочных мест определена возле жилых домов граждан, а также во внутриквартальной территории между жилыми домами, тем самым существенно снижая уровень доступности населения, не смотря льготы для определенной категорий граждан, к альтернативным бесплатным парковочным местам» — отметили эксперты Центра: «В целом, ошибочные решения стейкхолдеров, допущенные в процессе реализации проекта, не дали возможности достигнуть благих задач и целей, изначально поставленных перед проектом».

Вопросы по уличным парковкам также поднимает и Ассоциация участников рынка коммерческой недвижимости «Qazproperty», которая выступает за прозрачность рынка, чтобы подобные важные проекты для горожан, владельцев бизнеса и города были комфортными. Поскольку парковочные места зачастую заняты вокруг бизнес-центров и доставляют определенные неудобства как посетителям, так и арендаторам. Председатель ассоциации «Qazproperty» Константин Глушко отмечает, что при такой схеме финансирования, когда три четверти дохода уходит в карман «частнику» необходимо его наделить также обязательствами по эксплуатационному содержанию территории возле бизнес-центров и офисов, а не возлагать это на «город».

Когда бизнес, а именно арендаторы помещений, владельцы зданий рядом с которыми возникли платные парковочные пространства стали поднимать вопрос на дискуссионных площадках и в СМИ, Акимат заявил о демонтаже 1680 платных парковочных мест, но концептуально пока все же нет готовности пересмотреть формат работы платных парковок.

Теги:
Лента